lois (nomen_n) wrote,
lois
nomen_n

Categories:

Eldorado (1921)

Написав в 2008 году этот текст об "Эльдорадо" Марселя Л'Эрбье, я не могла себе представить, что 10 лет спустя сама увижу места съемок фильма. Еще более удивителен факт, что почти все сохранилось, хотя прошло около 100 лет.

Движущиеся картинки уже отметили столетний юбилей. Кино успело превратиться из балагана в искусство и, устав притворяться, вновь манит зрителя на распродажу подержанных снов. Первый оборот завершен, синематограф должен возродиться из целлулоидного пепла, а в ожидании феникса к нашим услугам консервированная магия прошлого века. До прихода звука режиссеры немых 20-х успели проверить все идеи и изобрести все приемы, они говорили образами столь яркими, что в отголосках чужой мечты каждый слышал свои слова.

Родившийся в 1888-м году в семье парижского архитектора Марсель Л’Эрбье был в числе первых великих. Эстет и интеллектуал, последователь Оскара Уайльда, он верил, что любое классическое искусство умирает, когда перестает быть вымыслом, и пытался противопоставить искусственной лжи новую правду кино. Но, конечно, на самом деле, переводя реальность на язык cinéma, Л’Эрбье исправно творил арабески иллюзий. Камера в его фильмах смотрит глазами наблюдателя и становится кистью, превращая любую историю в полотно импрессиониста. Картины Л’Эрбье с их наплывами, вуалями, искажениями пространства набрасывают сновидческую дымку на любой предмет, заставляют обыденность принимать облик грез. Режиссер считал символом кино Протея, и его фильмы, уклоняющиеся от прямого взгляда, столь же многолики и обманчивы, как древнее морское божество.

Вершиной немого периода Л’Эрбье стал вышедший в 1921-м году фильм «Эльдорадо», который сам постановщик определял, как кинематографическую мелодраму. Сюжет картины вызывает в памяти «Назидательные новеллы» Сервантеса, но лишен компенсаторного оптимизма их финала. Это история цыганской танцовщицы Сибиллы, объекта вожделения всех мужчин Гранады, которая стремится спасти больного сына. Ее попытки обратиться за помощью к отцу незаконнорожденного ребенка тщетны, и она решает отомстить наследнице своего обидчика. Однако встреча Сибиллы с искренней и чистой Илианой (в ее роли жена создателя фильма Марсель Прадо), влюбленной в молодого шведского художника, приводит к непредсказуемым последствиям.

Картина Л’Эрбье беззастенчиво сентиментальна и доходит в своей трагичности до гротеска, режиссер провоцирует жалость любыми доступными средствами, но его композиции столь прекрасны, так изысканно иконографичны, что совершенство визуальной стороны фильма заставляет восхищенно умолкнуть самого капризного зрителя. «Эльдорадо» - одновременно дизайнерский продукт в традициях немецкого экспрессионизма и фильм, снятый на натуре среди садов и фонтанов удивительной Альгамбры. Кинолента демонстрирует множество новаторских приемов и по-прежнему поражает воображение. Задолго до современных постановщиков Л’Эрбье включал в свои картины документальные кадры - Сибиллу задерживает настоящая процессия Святой Девы – и стилизовал изображение под картины Гойи и Веласкеса.

«Вот это кинематограф!» – воскликнул после премьеры «Эльдорадо» один из основоположников французского кино Луи Деллюк. «Вот это кинематограф!» - годы спустя повторяем вслед за ним мы.


Фильм снят на натуре в Гранаде и Севилье. К сожалению, фотографировать в нужных ракурсах в наполненной туристами Альгамбре практически невозможно, но все-таки что-то получилось.

eld2f eld2
Хедвик входит в Альгамбру через Ворота Правосудия (Puerta de la Justicia).

eld3f eld3
Спешащая на встречу с Хедвиком Сибилла идет на самом деле в противоположный конец Альгамбры, в дальнюю точку Хенералифе, она поднимается от Двора главного канала (Patio de la Acequia) к Водной лестнице (Escalera del Agua).

eld4f eld4
Хедвик и Сибилла встречаются в знаменитом Миртовом дворе (Patio de los Arrayanes) дворцового комплекса Насридов.

eld5f eld5
Перевернутое отражение дворца Комарес (Palacio de Comares) в воде.

eld10f lions
Хедвик рисует Сибиллу в Львином дворе (Patio de los Leones). Львиный дворец был построен во второй половине XIV века после возвращения Мухаммада V к власти и под впечатлением от севильского Алькасара, с которым Мухаммaд познакомился во время изгнания, находясь в гостях у своего друга короля Педро I. Происхождение каменных львов точно не известно, предполагается, что им более 900 лет. В "Эльдорадо" запечатлен оригинальный облик фонтана.

eld6f eld6
Илиана выходит из боковой двери своего дома. Задняя часть дома, начиная от двери, из которой она выходит, и правее, была перестроена. Парадный фасад не изменился.

eld11f eld11
К моему удивлению, и боковая сторона дома, и фасад оказались настоящими и его получилось найти. Это построенный в 1915-1916 годах дворец Мюллера (Palacio Müller), находящийся в центре Гранады. Стиль здания определяют как нео-платереск, архитектор - Анхель Касас. Камера Л'Эрбье была расположена у окна дома напротив. Вскоре после завершения строительства владелец дома Антонио Мюллер застрелился из-за долгов чести, что создало дворцу дурную репутацию. На момент съемок фильма дом, вероятно, пустовал, государственные учреждения находятся в нем с 1940 года.

eld8f eld8
Как обычно в кино, Илиана идет от своего дома в противоположном нужному направлении и проходит сквозь торговый пассаж Алькайсерия. Днем тут все заполнено продавцами и покупателями, фотография сделана утром.

eld7f eld7
Илиана расстается со своей дуэньей у дверей Королевской капеллы, где похоронены Католические короли Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский.

eld18f comares
Илиана и Хедвик встречаются у дворца XIV века Комарес, построенного по приказу Мухаммада V.
Л'Эрбье был первым кинорежиссером, получившим разрешение на съемки в Альгамбре.

eld9f eld9
Двор главного канала (Patio de la Acequia) Хенералифе.

eld14f eld14
Сибилла отправляется к отцу своего ребенка, но ее задерживает процессия Святой Девы. Хотя и главная героиня, и отец Илианы живут в Гранаде, режиссер включает в свой фильм документальные кадры, снятые в Севилье во время Страстной недели. Дома в этом месте не сохранились, но по вывескам получилось определить, что это улица Кампана. Справа историческая фотография этого места.

eld15fa eld13
Процессия поворачивает на улицу Сьерпес, угловой дом слева не только сохранился, но и поддерживает классический дизайн первого этажа: с конца XIX века в нем находится кондитерская La Campana.

eld16f eld16
Сибилла идет вдоль боковой стены дворца, принадлежащего отцу Илианы...

eld20f eld120
...и поворачивает на Гран-виа. Герои фильма пользуются боковым входом в дворец. Он сохранился, но ворот в этом месте больше нет и сфотографировать его нельзя: за решеткой густая растительность, а в здании находится правительственное учреждение, и посторонних на его территорию не пускают.

eld21f eld21
Сибилла в отчаянии. Я фотографирую решетку у других ворот, чтобы показать, что дизайн сохранился.

eld19f eld19
Находящаяся в Гранаде Сибилла "слышит" звон Хиральды, минарета XII века, превращенного в колокольню севильского собора.

eld12f eld12a
Сибилла входит в дворец Карла V. Строительство дворца было начато в 1533 году и не завершено к моменту съемок фильма: мы видим в кадре только один этаж. Проект был возрожден в 1923 году.

eld25f eld25
Сибилла живет в Альбайсине, но вход в "Эльдорадо" с улицы никогда не показывают. Она прощается с Хедвиком, Илианой и сыном на углу каррера дель Дарро. По этой улице, ширина которой не изменилась, ездят автомобили и автобусы :).

eld22f eld22
Спуск Виктории, на заднем плане башни Альгамбры.
Tags: 2018, film locations, filming locations, spain, travelling
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments