?

Log in

No account? Create an account

lois

Previous Entry Share Next Entry
02:53 pm: Glamour. Gore. Guignol.
На первый взгляд, джалло часто кажутся банальными триллерами, созданными дефективными сценаристами и режиссерами, по которым плачет психушка. Но это только на первый. На второй, эти фильмы способны шокировать сценами бессмысленных жертвоприношений - никакого натурализма, сознание зрителя смущает лишенный эмоций ритуал умерщвления. Возникает вопрос: зачем мы это смотрим? Почему нас завораживает эстетика джалло? Частично ответ скрывается в совершенстве формы: плохих операторов и композиторов в итальянском кино, вероятно, не бывает, они превращают свои картины в изысканные поэмы из музыки и архитектуры. Диссонанс изображения и смысла переходит в пронзительное крещендо звенящих нот, виртуозных пролетов камеры по лестницам старинных особняков и погребального танца, в котором участвуют трое: невидимка в черных перчатках, прекрасная дива и сияющий клинок. Создатели джалло продолжают средневековую традицию danse macabre - изображений Смерти, уводящей за собой героев, - пугают нас встречей с неизбежным и радуют напоминанием, что она еще не скоро.

В 1929 году миланское издательство «Мондадори» приступило к выпуску переводных криминальных романов в кричащих желтых обложках. Этот ловкий рекламный ход обеспечил компании долгую жизнь и подарил название новому течению в литературе и кино – джалло. Несколько десятилетий итальянская культура с увлечением поглощала приключения Шерлока Холмса, Огюста Дюпена и Эркюля Пуаро, а затем выдала свой вариант: гламурные истории об убийствах модельных красоток в объятьях кровожадного маньяка, где жертва интереснее преступника, а следователю отведена участь статиста. Рецепт, казалось, был прост: итальянские авторы поместили в центр сюжета женщину в опасности и добавили ударную дозу насилия и секса. Но, кроме того, они лишили детектив рациональной основы, гарантии, что у каждой тайны есть логичная разгадка, заставили сомневаться, что зло поддается контролю. Читатели были в восторге, блуждая вместе с очередной Алисой по лабиринту ужаса, и с нетерпением ждали продолжения.

Приход джалло в кино состоялся уже в 60-х. «Девушка, которая слишком много знала» Марио Бавы (1963) еще делала реверанс в сторону Хичкока, но была при этом настоящим итальянским фильмом – дерзким и чувственным, где стиль важнее логики событий. «6 женщин для убийцы» того же Бавы сформулировали в 1964-м году основное правило джалло: ужасное должно быть эстетичным. Безликий посланец Смерти в черном плаще устраивал охоту в доме мод, режиссер предлагал зрителю конвейер убийств в обстановке от-кутюр и штатную должность вуайериста. Потребовалось несколько лет, чтобы кинематографисты осознали возможности джалло, но вслед за появлением в 1970-м году «Птицы с хрустальным оперением» Дарио Ардженто на экраны обрушилась целая лавина подобных картин с эффектными названиями. Сценаристы питали особое пристрастие к цифрам, цветам и животным: «Кошка с 9 хвостами», «4 мухи на сером бархате», «Кроваво-красный», «7 окровавленных орхидей», «Ящерица в женской коже», «7 шалей из желтого шелка» - лишь несколько типичных примеров.

В чем же отличие джалло от классического детектива? Отталкиваясь от стандартной формулы расследования, создатели джалло меняют основной вопрос: их интересует не столько, кто совершил преступление, и даже не почему, важно, как и в каком антураже. Оживленные улицы мегаполисов, где жертве не избежать преследователя, зловещие аллеи пустынных парков, сельские идиллии, в тишине которых почти слышен похоронный марш, готические своды, где эффектно резонируют любые звуки. Итальянские режиссеры умеют превращать атмосферу в квинтэссенцию действа, извлекая ужас не только традиционными средствами, но и иррациональностью происходящего. Логические просчеты сценаристов при этом вписываются в картину искаженного мира, где возможны любые деформации пространства, где нет святых мест и неприкосновенных фигур, где встреча героев неизбежна, а каждая улица заканчивается тупиком. Джалло не признает табу, и речь не только о смелых десантах на территорию пограничных жанров, здесь нет ролевых моделей, священник или ребенок могут быть не менее опасны, чем Джек Потрошитель. Насыщенная яркими красками и фрейдистскими символами вселенная джалло нередко нарушает каноны жанра и делает из потенциальной жертвы убийцу. В классическом детективе мы узнаем благодаря дедукции имя преступника, джалло предлагает догадаться, кто из персонажей - пациент психиатра.

60-е и 70-ые годы были золотым веком европейского жанрового кино, затем мода совершила крутой поворот, и поток итальянских триллеров внезапно иссяк. Однако феномен джалло интригует по-прежнему. Отцы-основатели добились признания публики и уважения интеллектуалов, они придумали правила игры и убедили их соблюдать, уничтожив главное достоинство своих фильмов – непредсказуемость. Бава и Ардженто сняли самые известные джалло, они же превратили направление в изъеденное молью и пахнущее нафталином чучело, прибитое к стенке музея. Лучшие картины скрываются сегодня в чуланах запасников и подписаны именами Франческо Барилли, Луиджи Бадзони, Серджо Мартино...

Tags:

Comments

[User Picture]
From:copernic
Date:October 4th, 2008 01:00 pm (UTC)
(Link)
А Мартино разве тоже в чулане? Мне почему-то казалось, что его известность по крайней мере не уступает известности Ардженто.
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 01:07 pm (UTC)
(Link)
В среде интересующихся итальянским жанровым кино - безусловно.
[User Picture]
From:miss_arbuthnot
Date:October 4th, 2008 03:20 pm (UTC)
(Link)
А вы сейчас за чистоту определения? :) Или триллеры со сверхъестественными элементами по-прежнему включаете в понятие "джалло"?
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 03:29 pm (UTC)
(Link)
Джалло для меня всегда были условно реалистичными триллерами, когда записала в топ лучших несколько хорроров, сознательно оговаривала, что это жульничество, поддалась искушению. :)
[User Picture]
From:miss_arbuthnot
Date:October 4th, 2008 05:45 pm (UTC)
(Link)
Вот, да, получается очень забавно с топом: все-таки лучшие джалло - совсем не джалло. Или не совсем )

Ваш пост вдохновил на пересмотр "Аромата дамы в черном" ) Слушала сейчас интервью Барилли - как раз говорит, что создавая фильм, неправильно всегда оставаться рациональным, иначе картина перестанет волновать (это по поводу ассоциаций с Алисой - он пришел к ним не сразу, интуитивно, а вначале предполагалось сделать героиню Золушкой - не сразу укладывается в голове)).
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 05:51 pm (UTC)
(Link)
Да уж, Золушка :). С другой стороны, быть может, и финал истории был сначала совершенно другим, правильно-сказочным?
[User Picture]
From:miss_arbuthnot
Date:October 4th, 2008 08:52 pm (UTC)
(Link)
Барилли говорит, что изначально это была история о безумии (вуду добавил он сам), вряд ли она заканчивалась хеппи-эндом. Хотя кто знает, конечно. Думаю, можно предположить, что героиня Фармер была в ранней версии несчастной падчерицей )
Сейчас выложу текст.
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 09:02 pm (UTC)
(Link)
Хм, а чем она стала в итоге?
Прочитаю сам текст, спасибо! :)
[User Picture]
From:miss_arbuthnot
Date:October 4th, 2008 09:11 pm (UTC)
(Link)
Разве в фильме она не родная дочь Марты?
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 09:16 pm (UTC)
(Link)
А я думала про историю, что она так и осталась историей о безумии...
[User Picture]
From:miss_arbuthnot
Date:October 4th, 2008 09:18 pm (UTC)
(Link)
О, сорри, не поняла. В ней появились элементы хоррора, связанные с культом вуду, она стала более комплексной. Но уже текст готов, не буду пересказывать.
[User Picture]
From:pol_ned
Date:October 4th, 2008 05:28 pm (UTC)
(Link)
здорово, мне понравилось! )
помню, много лет назад впервые прочитал о джалло в ИК и был заворожен самой идеей подобного.
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 05:53 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
А я сегодня посмотрела еще один джалло, который давно откладывала, "Таро" Форке, и заодно решила выложить текст.
[User Picture]
From:pol_ned
Date:October 4th, 2008 06:22 pm (UTC)
(Link)
не помню, писал или нет - посмотрел недавно "Макабро" Ламберто Бава, снят фильм в 80-м. Ломал голову, можно ли его отнести к джалло:), уж больно страннен он даже по этим меркам. Ты не смотрела?? Удивляет фильм тем, что практически отсутствуют кровавые сцены,а в центре повествования отнюдь не беззащитная дева, а слепой юноша, безнадежно влюбленный в сумасшедшую постоялицу, которая в одном лице и жертва и агрессор...
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 07:20 pm (UTC)
(Link)
Кажется, нет, не говорил.
Не видела, обычно смотрю фильмы, снятые в 60-70-х.
Слепым героям в джалло, пожалуй, чаще всего отводят функцию расследователя, наверное, у них выше шанс на объективное восприятие происходящего.
[User Picture]
From:pol_ned
Date:October 4th, 2008 07:42 pm (UTC)
(Link)
ой, с объективностью там совсем беда - все происходящее за гранью всякой логики и здравого смысла), меня вот это безумие и захватило, кстати. Первую половину фильма парень, как и зритель, лишь прислушивается к тому, что происходит на втором этаже, где живет постоялица и судя по звукам, она принимает у себя страстного любовника, только вот ни парень ни зритель не видят что бы тот заходил в дом,а крыша у дамы поехала как раз на почве того, что любовник погиб в автокатастрофе. Потом становится ясно, что визиты мужчины плод больного воображения, но не только - в морозильной камере у нее хранится нечто на память, скажем так (и это не то что ты могла подумать...) - самое жуткое в фильме как раз то, как парень осознает, что живет под одной крышей с безумной, а еще его попытки понять что она там в холодильнике прячет. понять-то поймет, но сюрреалистический финал только добавляет вопросов.
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 09:52 pm (UTC)
(Link)
Попробую, наверное, как-нибудь посмотреть, у Л. Бавы я видела мало что, сходу вспоминается лишь A Blade in the Dark с Микеле Соави в одной из главных ролей.
[User Picture]
From:maksimka
Date:October 4th, 2008 09:33 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!

Удивительно: как раз сегодня вспоминал, что ты рассказывала об этой статье, и собирался спросить, не вышла ли она.
[User Picture]
From:nomen_n
Date:October 4th, 2008 09:45 pm (UTC)
(Link)
Ну, скорее, упоминала, что тоже пыталась что-то написать на эту тему :)
А ты уже сдал свой материал о фильмах Бавы и где это выйдет?
[User Picture]
From:maksimka
Date:October 4th, 2008 09:56 pm (UTC)
(Link)
Упоминала, да :)

Сдал давно - должен был выйти в одном московском развлекательном журнале. Не знаю, не видел - но там, в любом случае, нет ничего интересного :) маленькая заметка на 2500 знаков.
Powered by LiveJournal.com